Учение Гурджиева

В данной публикации мы попробуем ответить на вопрос о том, что же представляет собой мистическое учение Гурджиева, которое довольно распространено среди эзотерических практиков. Для начала немного обратимся к биографии Гурджиева.

Георгий Иванович Гурджиев родился (1872г.) и провел свое детство на Кавказе, а в возрасте 16 лет с друзьями покинул дом и в течение трех лет прошел всю Центральную Азию в поисках смысла жизни и ответов на вопросы о сущности человеческого сознания.

Затем были 10 лет в Тибете, где он изучал древние свитки и практиковал ламаизм (одну из форм буддизма), общался с представителями различных религий и пытался найти ответы на интересующие его вопросы. Со временем на основе приобретенных знаний Г.И.Гурджиев вывел свою формулу достижения подлинной индивидуальности человека и создал учение, у которого в современном мире очень много последователей.

Почему именно подлинной индивидуальности? Г.И.Гурджиев считал, что человек – это живой механизм, наделенный при рождении некоторым количеством черт характера, и во время всей жизни личность человека подвергается изменению со стороны его окружения, т.е. человек становится таким, каким удобно видеть его обществу. Из-за этого теряется индивидуальность человека, которую можно достичь (по учению Гурджиева) при помощи эмоциональных напряженностей, тяжелого труда и танцев. Танцы эти сложны по своей сути, так как непохожи на те, которые мы наблюдаем каждый день по телевидению: в них необходимо задействовать все группы мышц , чтобы научить в конечном итоге двигаться тело так, чтобы все части тела были друг от друга независимы в танце.

Поэтому танцы напоминают больше гимнастические упражнения на фоне ритмической музыки. Движения четки и отточены, выполняются в строгой последовательности в течение длительного времени (около 40 минут). Вот одно из движений: необходимо опираться на пол левой ногой, согнутой в колене, правая нога отведена вбок в прямом положении, спина ровная, правая рука согнута в локте так, что ладонь устремлена вверх, левая рука выпрямлена и совершает круговые движения по часовой стрелке. Таким образом, после длительных тренировок появляется мышечная гибкость и умение управлять отдельными группами мышц, благодаря разрозненным движениям включается в работу левое полушарие головного мозга и открываются новые возможности для развития человека как личности. Одним из исторических примеров результата таких танцев является такой случай: Г.И.Гурджиев в Париже поставил балет под названием «Битва магов». По задумке, актеры (ими были только его ученики) во время кульминации балета выстаивались в несколько рядов, приближались к краю сцены и хаотично падали к ногам зрителей, сидящих в первом ряду. Под испуганные крики зрителей актеры поднимались и на их телах не было никаких царапин и синяков.

Одним из направлений по раскрытию своей индивидуальности являются дискомфортные или критические ситуации – «гурджиевский шок», во время которых человек учится управлять собой, приобретает стрессоустойчивость и умение принять правильное решение за короткий промежуток времени. Например, посадить человека за руль, который не имеет навыков вождения и дать задание проехаться «от этого угла до пятого столба».

Тяжелый физический труд также был важен для развития индивидуальности. Г.И.Гурджиев своим ученикам давал задание трудиться на строительстве, ухаживать за живностью от зари и до заката и, как только ученик осваивал один из видов трудовой деятельности, его тут же переводили на следующую новую для него работу. Многие были против такой «рабской» системы, но те, кто прошел всю эту школу, становились «миссионерами» и разносили это учение по всему миру.

Само учение сочетает в себе суфизм, буддизм, кабалу и основы йоги, хотя и отрицает божественное возникновение души человека. Г.И.Гурджиев считал, что человек не получает душу с момента рождения, а приобретает её тогда, когда будет развивать своё сознание и достигнет определенного уровня самосовершенствования. Основные постулаты учения:

  • никому и ничему нельзя верить, пока не испытаешь сам;
  • познай себя и свой внутренний мир при помощи различных способов;
  • человек – это машина.

Отдельным течением в учении Гурджиева является «Четвертый путь». Оно появилось при совместной работе Г.И.Гурджиева и оккультиста Петра Успенского. Существуют три пути просветления: путь йоги, путь монаха и путь факира, которые достигаются путем ограничения потребностей организма человека и проходит его каждый самостоятельно. Четвертый путь не настаивает на том, что человек должен покинуть свой обычный образ жизни – необходимо наблюдать за собой, понять и слушать себя. Но для прохождения этого пути необходим будет учитель, нужна групповая работа, «гурджиевские танцы» и методики просветления. Однако не все могут искать Четвертый путь – по мнению Г.И.Гурджиева, тот кто не смог обеспечить себя материально, не готов идти по Четвертому пути.

Учение Гурджиева направлено на самоанализ, совершенствование и раскрытие в себе способностей, которые дремлют в нас и ждут пробуждения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *